Записки финансиста

Как быстро проверить три отчета

При закрытии периода в 1С первым делом я смотрю на баланс.

Что я там проверяю?

  1. активы и пассивы сошлись?
  2. размер нерапределенной прибыли вручную сверяю по системе трёх отчётов: сошлось?
  3. оцениваю размер других активов и обязательств по размеру: адекватно бизнесу?

Если все устраивает, оцениваю финансовое состояние бизнеса.

  • нераспределенная прибыль есть? Или там непокрытый убыток.
  • этот показатель растёт или падает?
  • оцениваем наличие просроченных обязательств
  • безнадежная дебиторка есть?
  • неликвиды на складах?

Коэффициенты по балансу не считаю на регулярной основе. Считаю, они не нужны так часто в малом бизнесе. И без них отлично видно, что происходит.

Далее смотрю в Отчёт о доходах и расходах:

  • что там с чистой прибылью
  • сравниваю результат с предыдущим месяцем, с аналогичным месяцем прошлого года
  • анализирую разбивку чистой прибыли по центрам доходов: какой центр доходов более прибыльный, какой менее
  • сравниваю показатели рентабельности чистой прибыли, валовой прибыли
  • проверяю, чтобы в % переменные расходы "не скакали" от месяца к месяцу сильно, иначе копаю вопрос почему это происходит
  • анализирую все операционные расходы по центрам затрат в динамике в абсолютном выражении

После этого перехожу к Отчёту о движении денежных средств:

  • смотрю, баланс по текущей деятельности: положительный или отрицательный
  • если баланс отрицательный, смотрю за счёт чего производились оплаты
  • смотрю на адекватность размеров платежей
  • анализирую чистый денежный поток

Это экспресс-анализ по первому кругу, который делается за 5 минут.

После этого начинаю анализировать более глубоко бизнес с помощью других показателей. Показатели могут отличаться в зависимости от ниши.

По окончании пишу аналитическую записку с описанием текущей ситуации в бизнесе.