Записки финансиста
Как быстро проверить три отчета
При закрытии периода в 1С первым делом я смотрю на
баланс
.
Что я там проверяю?
активы и пассивы сошлись?
размер нерапределенной прибыли вручную сверяю по системе трёх отчётов: сошлось?
оцениваю размер других активов и обязательств по размеру: адекватно бизнесу?
Если все устраивает, оцениваю финансовое состояние бизнеса.
нераспределенная прибыль есть? Или там непокрытый убыток.
этот показатель растёт или падает?
оцениваем наличие просроченных обязательств
безнадежная дебиторка есть?
неликвиды на складах?
Коэффициенты по балансу не считаю на
регулярной
основе. Считаю, они не нужны так часто в малом бизнесе. И без них отлично видно, что происходит.
Далее смотрю в Отчёт о доходах и расходах
:
что там с чистой прибылью
сравниваю результат с предыдущим месяцем, с аналогичным месяцем прошлого года
анализирую разбивку чистой прибыли по центрам доходов: какой центр доходов более прибыльный, какой менее
сравниваю показатели рентабельности чистой прибыли, валовой прибыли
проверяю, чтобы в % переменные расходы "не скакали" от месяца к месяцу сильно, иначе копаю вопрос почему это происходит
анализирую все операционные расходы по центрам затрат в динамике в абсолютном выражении
После этого перехожу к Отчёту о движении денежных средств:
смотрю, баланс по текущей деятельности: положительный или отрицательный
если баланс отрицательный, смотрю за счёт чего производились оплаты
смотрю на адекватность размеров платежей
анализирую чистый денежный поток
Это
экспресс-анализ
по первому кругу, который делается за 5 минут.
После этого начинаю анализировать более глубоко бизнес с помощью других показателей. Показатели могут отличаться в зависимости от ниши.
По окончании пишу аналитическую записку с описанием текущей ситуации в бизнесе.
Наталья Гусева
2023-09-19 18:08