Существуют ли нормативы показателей, по которым вы можете выстраивать финансовую модель своего бизнеса?
Скорее нет, чем да.
Не буду говорить жёсткое "нет", но и единоличное "да" здесь абсолютно точно не уместно. Сейчас объясню почему.
Представьте себе свой организм. У вас в крови больше витамина Д, но меньше витамина А, чем написано в рекомендациях ВОЗ. И это для вас обычное состояние. При этом у вас нет проблем со здоровьем, вы ни на что не жалуетесь. Нужно вам что-то менять в себе? Конечно нет.
Аналогично в бизнесе. Любой процесс уравновешивается в зависимости от других процессов. И лезть в эти процессы не стоит, если ничего не беспокоит.
Например:
В онлайн-школе низкая доля рекламных источников приведёт к большей нагрузке на контент-маркетинг для органического продвижения в соцсетях. Соотношение между платными и условно-бесплатными источниками будет разное, а доля маркетинга и рекламы в обороте будет существенно ниже, чем 50%, о которых мы часто слышим. При этом оборот у такой компании будет ниже, но это не значит, что такой бизнес зарабатывать будет меньше. Из-за высокой рентабельности чистой прибыли вполне возможно, что чистая прибыль в рублях будет гораздо выше, чем у того бизнеса, где без раздумий вбухивают огромные бюджеты в рекламу.
Доля ФОТ в одной и той же нише может отличаться в зависимости от организации бизнес-процессов. Где-то уровень автоматизации более высокий, где-то более низкий. Доля ФОТ будет отличаться даже в одной и той же нише.
Какая-то компания уделяет большое внимание сервису, а какая-то предпочитает заманивать к себе демпингом. Скорее всего в первом случае маржинальность будет выше, чем во втором, а вот на уровне чистой прибыли из-за повышенных расходов на сервис, рентабельность чистой прибыли может (но не обязательно) выровняться у обеих компаний.
Словом, нет единого рецепта. Сравнивать свой бизнес лучше со статистикой своего же бизнеса за прошлые периоды.
Особенно учитывая, что эти показатели порой считаются на основе некорректно подтянутой первички. Сравнивать отчётность разных компаний, не зная, по какой методологии она собиралась, уж точно не стоит.
И уж точно не советую сравнивать бухгалтерскую и налоговую отчётность разных компаний. Ведь мы понятия не имеем, что туда зашито, а что нет:
Скорее нет, чем да.
Не буду говорить жёсткое "нет", но и единоличное "да" здесь абсолютно точно не уместно. Сейчас объясню почему.
Представьте себе свой организм. У вас в крови больше витамина Д, но меньше витамина А, чем написано в рекомендациях ВОЗ. И это для вас обычное состояние. При этом у вас нет проблем со здоровьем, вы ни на что не жалуетесь. Нужно вам что-то менять в себе? Конечно нет.
Аналогично в бизнесе. Любой процесс уравновешивается в зависимости от других процессов. И лезть в эти процессы не стоит, если ничего не беспокоит.
Например:
В онлайн-школе низкая доля рекламных источников приведёт к большей нагрузке на контент-маркетинг для органического продвижения в соцсетях. Соотношение между платными и условно-бесплатными источниками будет разное, а доля маркетинга и рекламы в обороте будет существенно ниже, чем 50%, о которых мы часто слышим. При этом оборот у такой компании будет ниже, но это не значит, что такой бизнес зарабатывать будет меньше. Из-за высокой рентабельности чистой прибыли вполне возможно, что чистая прибыль в рублях будет гораздо выше, чем у того бизнеса, где без раздумий вбухивают огромные бюджеты в рекламу.
Доля ФОТ в одной и той же нише может отличаться в зависимости от организации бизнес-процессов. Где-то уровень автоматизации более высокий, где-то более низкий. Доля ФОТ будет отличаться даже в одной и той же нише.
Какая-то компания уделяет большое внимание сервису, а какая-то предпочитает заманивать к себе демпингом. Скорее всего в первом случае маржинальность будет выше, чем во втором, а вот на уровне чистой прибыли из-за повышенных расходов на сервис, рентабельность чистой прибыли может (но не обязательно) выровняться у обеих компаний.
Словом, нет единого рецепта. Сравнивать свой бизнес лучше со статистикой своего же бизнеса за прошлые периоды.
Особенно учитывая, что эти показатели порой считаются на основе некорректно подтянутой первички. Сравнивать отчётность разных компаний, не зная, по какой методологии она собиралась, уж точно не стоит.
И уж точно не советую сравнивать бухгалтерскую и налоговую отчётность разных компаний. Ведь мы понятия не имеем, что туда зашито, а что нет:
- Оптимизационные схемы, которые приводят к накоплению воздуха на балансе и к заниженному финансовому результату
- Внутригрупповые обороты в связи с дроблением бизнеса, и, как следствие, некорректный расчёт всех показателей
- Нехватка данных, которые не прошли через официальные обороты компании