Три важные точки контроля для кэшфлоу / Отчёта о движении денежных средств
Сегодня дам три важные точки контроля для кэшфлоу / Отчёта о движении денежных средств:
1) Первым делом делаем выверку остатков денег.
В Отчёте должны быть отражены остатки денег на начало и конец Отчётного периода, а Остаток денег на начало + Поступления - Списания должен выводить на Остаток денег на конец. То есть расчетный остаток должен сойтись с тем, что указан в таблице.
Всё совпало? Можно двигаться дальше.
Если не совпало. Отдаём на переделку Отчёт.
Далее Остатки денег в Отчёте сравниваем между следующими контрольными точками:
остатки денег на начало и конец отчётного периода в Отчёте
остатки денег в учётной системе
остатки денег в оригиналах банковских выписок и кассовых книг
остатки денег в любых других Google или Excel таблицах для учёта денег
Совпали остатки денег по наличным и безналичным, по каждому расчетному счёту и кассе между всеми источниками данных, а главное данные в оригиналах документов сошлись с Отчётом? Идём дальше.
Если не совпало. Отдаём на переделку Отчёт.
2) Следующий шаг проверяем общую сумму оборотов поступлений и списаний. Ведь остатки денег могут сходиться, но обороты могут быть занижены, например, часть поступлений может быть скрыта, чтобы скрыть часть списаний.
Всё совпало? Идём дальше.
Если не совпало. Отдаём на переделку Отчёт.
3) Проверяем внутригрупповые обороты (ВГО) в Отчёте. Что это? Это все перебросы денег между вашими расчетными счетами и кассами. Их иногда называют "технические операции", "внутренние обороты", "перемещения" и др.
Я всегда говорю своим ученикам выделять эту точку как контрольную в отдельный "вид деятельности" в Отчёте.
Если сложить все поступления и списания, связанные с внутригрупповыми перебросами, то они должны схлопнуться в ноль. Это наиважнейшая точка контроля у финансовых потоков. Именно здесь собственники теряют больше всего денег после неудоучета приходов. Потому что основания "инкассация", "перемещение денег в кассу..." довольно безобидны и часто не вызывают вопросов со стороны собственника,. Но по факту, когда начинаешь контролировать, чтобы все списания с одного расчётного счета или кассы обязательно поступили на другой расчетный счет или кассу, очень часто оказывается, что деньги не доходят. А болтаются в пути в кармане у кассира, например. И каждый месяц некая сумма системно теряется, никем так и не замеченная.
Если у вас не выделены внутригрупповые обороты, либо выделены как-то странно, лучше перепроверить вручную. Уверена, вы найдёте для себя много интересного.
ВГО схлопнулись в ноль в Отчётном периоде? Идём дальше
Если не схлопнулись в ноль. Задаём вопросы: "Где деньги?" В пути? Должны быть отражены на остатках, как отдельное "место хранения денег". Если некорректно собран Отчёт. Отдаём на переделку. Если это потери, так и указываем - недостача. Излишки в этой точке контроля бывают крайне редко. Сами понимаете, маловероятно, что сотрудники принесут деньги в кассу из своего кармана.