Записки финансиста

Планирование финансовых потоков

Работа с кассовыми разрывами всегда проблема для компаний, где не поставлен управленческий учёт и нет специалиста с навыками планирования и финансового анализа.

Две статьи, которые чаще всего трудно поддаются краткосрочному и долгосрочному планированию:

  • поступления покупателей
  • оплаты поставщикам

Все остальные статьи, которых может быть и 30 штук, так или иначе можно без специальных навыков запланировать достаточно точно либо без статистически значимых отклонений.

Но при этом план по движению денег рискует провалиться только из-за первых двух статей, потому что именно они, как правило, составляют статистически значимые обороты в компании.

Так в чем же магия планирования этих двух статей?

Самая частая ошибка по планированию движения денег, которую я вижу, это попытка планировать движение денег как:
  • средний процент от предыдущих поступлений
  • или как процент от оборота

Топорные методики, не только не дающие результата, но и не показывающие кассовый разрыв. А значит управлять нечем. Его не увидишь, пока он не произойдёт. А когда произойдёт, будет поздно, денег не хватит.

Чтобы понять откуда берётся магия плановых цифр по движению денег, нужно понять, что оплата никогда... НИКОГДА... не возникает из воздуха. Она всегда привязывается к возникновению обязательства.

Например, отгрузили товар клиенту, через 30 дней получим оплату. Сделали предоплату поставщику, завтра получим товар на склад.

Сначала возникает точка опоры, а от неё возникает оплата (предоплата или постоплата).

Так значит... секрет правильного планирования движения денег это...? Это точка возникновения обязательства = точка отгрузки = начисление

Что является плановым начислением?

Бюджет доходов и расходов.

Именно там рождается точка опоры для оплаты, от которой уже возникает план по движению денег.

То есть сначала мы планируем Бюджет доходов и расходов:

  • выручку (план продаж)
  • себестоимость (плановая стоимость отгружаемых товаров)
  • другие расходы.

А далее мы планируем движение денег.

Как всё просто, да не просто!

Как составить план продаж, если заранее клиенты ещё сами не знают, как будут закупаться? Если мы не знаем план продаж, как мы узнаем план отгрузок у поставщиков? Вот для этого существуют методики, которые позволяют с определенной долей допущений строить тренды по отгрузкам, либо на основе данных менеджеров составлять консолидированный план продаж, а далее, привязываясь к плану продаж, планировать отгрузки у поставщиков.

При этом не забывайте учитывать финансовый цикл компании.