Почему во многих компаниях процесс бюджетирования проваливается уже на этапе сбора информации
Когда в компании начинают процесс бюджетирования впервые, то обычно в компании нет грамотных сотрудников, умеющих заниматься планированием.
Хорошо, если финансист понимает, что нужно делать и способен хотя бы организовать этот процесс.
Однако даже на уровне финансовой службы часто происходит затык и никто не знает, за что схватиться, чтобы получился бюджет.
Итак, давайте разберёмся, за что схватиться, чтобы получился бюджет:
1. Цифры:
- Факт. При чём собака обычно зарыта в том, что факта нет в тех же срезах, в каких хотят видеть бюджет, соответственно качественно проанализировать статистику, чтобы запланировать не получается. Об этом необходимо думать на этапе внедрения управленческого учёта.
- Бюджет. Тут собака зарыта в отсутствии понимания составляющих будущих показателей, которые сформируют сначала БДР, затем БДДС и Бюджетный баланс.
2) Коммуникация:
- Финансист. В финансах должен быть сотрудник, который организует и управляет процессом бюджетирования: раздаёт форматы для бюджетирования, объясняет бюджетодержателям, что от них требуется и проверяет цифры, которые они предоставляют
- Генеральный директор. Голова компании контролирует подчинение финансовой дисциплине, если финансист не может воздействовать на ответственных лиц в этом вопросе. Под воздействием я подразумеваю наличие у финансиста реальных рычагов давления на сотрудников в случае неподчинения. К реальным рычагам относится возможность накладывать штрафы, нанимать и увольнять персонал в случае неподчинения. Если финансист такой властью не обладает, голова компании обязана подключиться к процессу контроля за исполнением финансовой дисциплины.
- Бюджетодержатели. Ответственные за бюджеты лица принимают активное участие в бюджетировании, задают вопросы, стараются разобраться в вопросах планирования вместе с финансистом, чтобы сделать свои бюджеты максимально реалистичными и точными, а финансист им активно помогает. Опять-таки для этого у финансиста должна быть необходимая компетенция.
3) Техническая сторона вопроса:
Excel. Электронные таблицы - основной инструмент для бюджетирования. Самый гибкий, дешёвый и лёгкий в освоении в сравнении с любыми другими продуктами. В компании обязан быть специалист, умеющий составлять бюджетные модели в Excel и понимающий систему трёх отчётов, а также умеющий и консолидировать большие массивы данных. Иначе, кто будет собирать бюджет во всех разрезах аналитики?
- Программы. Для бюджетирования могут использоваться дополнительные программы для бюджетирования, однако, как правило, такие продукты выполняют больше функцию консолидатора бюджетных данных, нежели их планирования. Об этом необходимо помнить. Выкройка любого бюджета всегда появляется сначала в Excel.
Если у вас есть затык хотя бы в одном месте, бюджета не будет.