Записки финансиста

Почему не хватает денег

Системно причин нехватки денег в бизнесе две:

  1. кассовый разрыв
  2. дефицит

Кассовый разрыв - это когда деньги в активах бизнеса есть, но не в форме кэша, а в форме денег в пути, зависшей дебиторки покупателей или перетаренного склада.

То есть это та ситуация, которая разрешается следующими способами:

  • получение денег в пути: нужно дождаться, когда они упадут на расчётный счёт, в кассу (например, платёжный агрегатор, эквайринг, банковские рассрочки и т.д.)

  • аудит дебиторской задолженности, взыскание просрочек;

  • инвентаризация склада, ликвидация низкооборачиваемых позиций по сниженной цене, сбыт неликвида.

Этим не ограничивается.

С дефицитом все гораздо сложнее. Дефицит - это непокрытый убыток на балансе. И все вышеперечисленные способы работы с активами бизнеса по переводу их в высоколиквидные, не помогают. Потому что даже, если всё продать, денег не хватит, чтобы закрыть все долги. Потому что на балансе есть непокрытый убыток. И новая прибыль не перекрывает этот убыток. Потому что непокрытый убыток значительно больше ежемесячной прибыли (я уж молчу про забираемые дивиденды по системе фондов, которые обесточивают такой бизнес ещё больше).

Для того, чтобы решить проблему дефицита, нужно совершить следующие действия:

  • собрать актуальный управленческий баланс, чтобы увидеть размер непокрытого убытка (курс "Управленческий учёт: от хаоса в учёте к системе трёх отчётов в Excel")

  • определить финансовую модель бизнеса, размер чистой прибыли, которую будет генерить бизнес (курс "Финансовый анализ и бюджетирование")

  • рассчитать сколько периодов понадобится накапливать эту прибыль на балансе, чтобы перекрыть убыток (курс "Финансовый анализ и бюджетирование")

  • определить, выдержит столько бизнес: просроченные долги поставщикам, неоплаченные налоги, задержки по заработной плате? может быть нужно дополнительное финансирование, пока все не рассыпалось? (курс "Финансовый анализ и бюджетирование")

  • определить размер финансирования, пересчитать финансовую модель бизнеса с учётом процентов, сделать новые расчёты (курс "Финансовый анализ и бюджетирование")

  • оценить риски, принять решение