Записки финансиста

"У меня трясучка начинается, когда я представляю, что они перекраивают то, что я выстроил"

Поговорим о сопротивлении со стороны собственника при внедрении управленеского учёта.

А точнее о противоречии, которое неизбежно возникает при попытках внедрить фундаментальные изменения в финансовой системе бизнеса.

Собственник всегда очень трепетно относится к тому, что было выстроено ДО. Так или иначе это работало. Возможно не самым эффективным образом, но тем не менее бизнес как-то вырос на той системе, на которой он существует до сих пор.

И вот в бизнес приглашают профессионала, чтобы выявить слабые стороны и усилить их.

Конечно профессионал видит, что система лишь кажется системой, а по факту это набор хаотичных действий, грубо соединенных друг с другом, с большим трудом напоминающий систему.

Задача финансиста упростить, установить фундамент, выстроить градообразующую систему, которая позволит бизнесу масштабироваться без хаоса. Естественно, это затрагивает те финансовые основы, что есть в бизнесе.

Пример из практики в наставничестве.

В бизнесе была внедрена управленческая и налоговая база 1С. Но исторически так сложилось, что управленческая база не использовалась на полную мощность.

Финансист вносит предложения о том, чтобы задействовать базу данных максимально под автоматизацию без привлечения программистов:

  • начать полное оприходование операций в управленческой базе
  • использовать план счетов для управленческих нужд, а не бухгалтерских
  • внести изменения в номенклатурный справочник, удалить дубликаты артикулов

И финансист встречается с огромным количеством сопротивления.

"Зачем нам что-то менять? Ведь работало до этого. Делайте все в Excel".

Собственник бизнеса такой же человек. Ему страшно. Что старое сломают, а новое не смогут настроить. И он в итоге останется ни с чем.

Причина такого страха в том, что отсутствует доверие к исполнителю. Нет уверенности в том, что специалист справится. Это может быть обусловлено объективными и субъективными причинами. При этом специалист может быть действительно професисоналом высшего пилотажа. И иметь отличную репутацию. Но собственник всё равно будет испытывтаь недоверие и страх.

Такие барьеры преодолеваются за счет установления более доверительного контакта с собственником бизнеса. Важно понять причины:

  • был негативный опыт
  • конкретный человек не вызывает доверие
  • есть авторитетное лицо, которое использует свой голос как блокирующий в принятии решений

Какие еще могут быть причины по вашему мнению и опыту? Напишите в комментариях.

В любом случае, ситуацию необходимо разрешать. Оставлять всё в подвешенном состоянии нельзя. Это будет тормозить развитие бизнеса и в конечном итоге приведёт к возвращению вопроса о внедрении полноценного управленческого учёта.