Самый частый запрос по управленческому учёту: "Тонем в кассовом разрыве! SOS"
Во-первых, очень часто не понимают, что в компании не разрыв, а дефицит. В чём разница?
Кассовый разрыв - это когда не хватает денег на погашение обязательств, но в целом активов в бизнесе достаточно. Просто вот сейчас деньги где-то зависли (в дебиторке, в товаре, в деньгах в пути).
Дефицит - это когда денег не хватает не точечно в какой-то момент, а хронически. То есть постоянно. Компания живёт в постоянной нехватке денег. И только и остаётся, как надеться на новые авансы от покупателей, чтобы выплатить зарплату за прошлый месяц и другие долги прошлых периодов. При этом в компании может быть много дебиторской задолженности, товаров на складах и денег в пути. Но их все равно меньше, чем накопленных обязательств. Отсюда и постоянное ожидание авансов.
Дефицит - это непокрытый убыток на балансе. Он всегда приводит к нехватке денег.
Если при кассовом разрыве нехватка денег временное явление. То при дефиците нехватка денег будет вечной, пока бизнес не умрет либо будет продолжаться пока убытки не перекроются как минимум в ноль.
Так как балансы обычно не собирают или собирают некорректно, то убытков не видят.
Но вы же понимаете, что убытки не перестают существовать от того, что их не замечают.
Их не замечают и списывают всё на то, что деньги просто временно где-то зависли. То есть дефицит называют кассовым разрывом. Такая неосознанная подмена понятий происходит.
Да, деньги зависли. Давно.
в карманах собственников, в виде некорректно выведенных сумм дивидендов
в карманах приживал в виде хищений
в минусах из-за убыточности финансовой модели бизнеса и ошибочных управленческих решений
Как понять, что у вас не банальный кассовый разрыв, а самый настоящий непокрытый убыток, не собирая баланс?
Без сбора баланса, скажете, никак. Но есть один способ. Это ваше логическое мышление. В определенных нишах это мистер очевидность.
Давайте представим, что у вас арендный бизнес. Вы не даёте отсрочку арендаторрам. Они платят авансом за месяц, в котором арендуют у вас помещение. Плюс ещё и депозит платят за последний месяц при въезде в помещение.
Вы рассчитываете ОПИУ методом начисления. Он показывает прибыль. Собственники хотят забрать дивы. А денег на счетах нет.
Что?! Прибыль есть, а денег нет! Но ладно бы вы работали в отсрочку с покупателями. А тут предоплата, да ещё и депозиты от арендаторов.
- Где деньги, Муля?! Не нервируй меня!
Потрачены. Увы. Давно потрачены. Им бы на счетах лежать. Вся прибыль в таком арендном бизнесе лежит сразу на счетах. Плюсом к прибыли на счетах должны лежать все суммы депозитов и даже авансов, если покупатель любит платить просто так за несколько отчётных периодов вперед.
Если на счетах нет даже депозитов, не то, что прибыли отчётного периода, то, друзья мои, это убыток, непокрытый убыток на лицо невооруженным глазом.
Размер его можно определить, корректно собрав баланс.