1) Выручка - План продаж - Оборот = Отгрузки компании. Можно анализировать и планировать:
в рублях (сумма)
в единицах (количество)
по контрагентам
по артикулам (конкретным товарам и/или услугам
по номенклатурным группам
по центрам доходности (каналы продаж, объекты, проекты и т.д.)
2)Себестоимость - себестоимость относительно плана продаж. Составляется точно в таких же срезах, как план продаж.
3)Валовая прибыль - Аналогично, как и себестоимость. Дополнительно очень важно рассчитать:
Рентабельность валовой прибыли - % валовой прибыли от плана продаж
При анализе и планировании размера валовой прибыли очень важно обращать внимание на её рентабельность. Она не должна быть ниже предыдущих периодов. Хотя бывают ситуации, когда рентабельность валовой прибыли может быть ниже в бюджете.
Например,
компания планирует сбыть с большой скидкой залежавшийся товар и планирует это заранее
компания планирует за счет акции увеличение оборота компании, что приведёт к увеличению размера валовой прибыли в рублях, но снижению её относительного значения в % (рентабельность валовой прибыли упадёт = гросс маржа в % упадёт).
Для более качественного планирования можно сделать ABC-анализ и XYZ-анализ в разрезе контрагентов и номенклатур. Это поможет выявить нерентабельные позиции и покажет низкодоходных контрагентов. Дополнительно в компании увидят товары, которые пользуются наибольшим спросом, и товары, с наименьшим спросом.
Период, который берут для анализа - 1 год. Срез меньше, чем за год, может показать некорректную статистику и приведёт к некорректным управленческим решениям. Это связано с тем, что бизнес может быть сезонным, и это безусловно отразиться на результатах анализа.
Например, позиции с высокой оборачиваемостью, но яркой сезонностью, попадут в категорию Z из-за того, что сейчас для них несезон. Или высокодоходный клиент попадёт в категорию С из-за того, что в прошлом квартале по нему была распродажа, а для анализа взяли всего 1 квартал, а не год.
Пользуйтесь инструментами финансового анализа умело и с умом. Не всё, что написано в учебниках, нужно делать. Не всё, что говорят учителя, обучавшиеся по академической теории, бывает правильным на практике.