Записки финансиста

Важнейшие аналитические срезы в валовой прибыли

1) Выручка - План продаж - Оборот = Отгрузки компании. Можно анализировать и планировать:

  • в рублях (сумма)
  • в единицах (количество)
  • по контрагентам
  • по артикулам (конкретным товарам и/или услугам
  • по номенклатурным группам
  • по центрам доходности (каналы продаж, объекты, проекты и т.д.)

2) Себестоимость - себестоимость относительно плана продаж. Составляется точно в таких же срезах, как план продаж.

3) Валовая прибыль - Аналогично, как и себестоимость. Дополнительно очень важно рассчитать:

Рентабельность валовой прибыли - % валовой прибыли от плана продаж

При анализе и планировании размера валовой прибыли очень важно обращать внимание на её рентабельность. Она не должна быть ниже предыдущих периодов. Хотя бывают ситуации, когда рентабельность валовой прибыли может быть ниже в бюджете.

Например,

  • компания планирует сбыть с большой скидкой залежавшийся товар и планирует это заранее

  • компания планирует за счет акции увеличение оборота компании, что приведёт к увеличению размера валовой прибыли в рублях, но снижению её относительного значения в % (рентабельность валовой прибыли упадёт = гросс маржа в % упадёт).

Для более качественного планирования можно сделать ABC-анализ и XYZ-анализ в разрезе контрагентов и номенклатур. Это поможет выявить нерентабельные позиции и покажет низкодоходных контрагентов. Дополнительно в компании увидят товары, которые пользуются наибольшим спросом, и товары, с наименьшим спросом.

Период, который берут для анализа - 1 год. Срез меньше, чем за год, может показать некорректную статистику и приведёт к некорректным управленческим решениям. Это связано с тем, что бизнес может быть сезонным, и это безусловно отразиться на результатах анализа.

Например, позиции с высокой оборачиваемостью, но яркой сезонностью, попадут в категорию Z из-за того, что сейчас для них несезон. Или высокодоходный клиент попадёт в категорию С из-за того, что в прошлом квартале по нему была распродажа, а для анализа взяли всего 1 квартал, а не год.

Пользуйтесь инструментами финансового анализа умело и с умом. Не всё, что написано в учебниках, нужно делать. Не всё, что говорят учителя, обучавшиеся по академической теории, бывает правильным на практике.
2023-08-21 08:57