Записки финансиста

Оптимизация первичного учета: управление финансами через управленческий учет и бюджетирование

Процесс сбора первичных документов часто становится настоящей головной болью для предпринимателей. Как ни странно, но чем менее развита финансовая система бизнеса, тем острее этот вопрос.

Сказанное истинно: рыба гниет с головы.

Если мы стремимся к порядку в финансах, первым шагом для владельца бизнеса следует быть порядок в собственной голове.

Теперь перейдем к технической стороне вопроса сбора первичной информации.

Проблемы, связанные с отсутствием управленческой отчетности в бизнесе, могут быть разнообразными:

0️⃣ Собственник не вовлечен или, наоборот, мешает внедрению управленческого учета. Это подтверждает поговорка "рыба гниет с головы".

1️⃣ В компании отсутствует человек, способный определить, как достичь желаемого результата. Другими словами, проблема методологии учета.

2️⃣ Вторая причина - отсутствие в компании квалифицированных специалистов, способных реализовать необходимые изменения, то есть провал в технической части.

3️⃣ Третья причина - отсутствие организованного первичного учета. Ведь отсутствие данных для отчетности - это прямой путь к хаосу.

4️⃣ Сотрудники, влияющие на процесс учета, не заинтересованы в его внедрении.

Вернемся к первичному учету (пункт 3).

Существуют ситуации, когда все знают, что делать, но не хотят этого делать. Они ждут вдохновения и, буквально, готовы, чтобы кто-то другой сделал все за них.

Теперь о том, как эффективно собрать информацию для дальнейшего эффективного управления и бюджетирования.

1️⃣ Если операций много, а основания платежей трудно вспомнить, необходимо собирать информацию ежедневно у всех ответственных лиц, участвующих в управлении денежными средствами.

2️⃣ Существует несколько способов сбора информации: • запрос банковских выписок, • использование чат-ботов, • ручная фиксация на бумаге, • общение в мессенджерах, • использование мобильных приложений к учетным системам, • Excel или Google таблицы.

Поделитесь в комментариях другими способами сбора первичных данных?

В каждом случае будет свой эффективный метод работы.

3️⃣ Проблемы с учетом часто возникают из-за серых операций, проходящих через наличные средства и карты физических лиц. Отследить остаток денежных средств бывает сложно, особенно если операции по картам переплетаются с личными тратами. Важно выделить личные операции владельцев карт от "бизнес-операций" и наладить процесс предоставления данных.

Это основные шаги по организации качественного управленческого учета. Однако это только начало, и в каждой отдельной ситуации может потребоваться индивидуальный подход.