Меню

Как мы уберегли владельца бизнеса от убыточного решения платить 25% от EBITDA

Кейс о неправильном расчете мотивации по заработной плате сотрудникам

С каким запросом пришел владелец бизнеса на консультацию

1
Расчет мотивации по заработной плате сотрудников
У владельца бизнеса возникла идея распределить нагрузку по выплате заработных плат в соответствии с жесткой сезонностью в бизнесе: назначить плавающий оклад, а также большой бонус к заработной плате в размере 25% от EBITDA.
2
Определение финансового положения бизнеса
У владельца бизнеса не было четкого понимания финансового положения в бизнесе в связи с жесткой сезонностью и рисков накопления убытков с прошлых периодов. Не было понимания, как сделать верные расчеты.
3
Масштабирование
У владельца бизнеса есть компания 10+ лет на рынке. Компания оказывает услуги в сфере электротехнической отрасли. В планах открытие нового филиала в другом регионе. Хотелось корректно спланировать размер инвестиций, который понадобится для запуска нового филиала, срок выхода на самоокупаемость, размер финансирования для исключения кассовых разрывов.
На первой встрече с клиентом важно понять, подходим ли мы друг другу
Клиент пришел по сарафанному радио.

Обычно я провожу бесплатную первую консультацию, чтобы определиться, могу ли я со своей командой быть полезной потенциальному клиенту. На этой встрече я выясняю текущую ситуацию: что не устраивает, причины текущих проблем по мнению владельца бизнеса, какие решения видит владелец бизнеса со своей стороны. Это нужно мне, чтобы понять, насколько владелец бизнеса понимает истинное положение своих дел, насколько он видит причины проблем и готов ли серьезно сотрудничать для их устранения с финансовым консультантом.

На таких консультациях я никогда не обещаю волшебство. А скорее наоборот стараюсь показать всю сложность работы, которая предстоит. Объясняю истинные причины проблем, которые сформировались. Моя задача на этом этапе отфильтровать тех клиентов, которые не готовы работать вместе, которые хотят работать по неправильным методикам, популярным в нетрадиционных онлайн-школах или ищут волшебную кнопку.

В коммерческом предложении, которое я выставляю на этапе согласования дорожной карты и цены я подробно прописываю сроки работы и стоимость. Сразу показываю 90%-100% работ, который необходимо будет проделать, чтобы достичь результата.

От этого этапа зависит насколько успешным будет всё дальнейшее сотрудничество. Нельзя обещать волшебство с лёгкой руки, а при начале сотрудничества клиент узнает, что от него и его команды потребуется время, силы, внимание, а они к этому не были готовы. Будет диссонанс, который обязательно приведет к недовольствам. Договариваться о таких вещах необходимо на берегу.

Можно пообещать клиенту звезду в небе, но не забывайте, что кто-то ее должен будет достать.
На первой встрече мы обсудили все нюансы, связанные с решением трех основных задач. Клиент принял решение начать сотрудничество с первого пункта - расчет мотивации по заработной плате сотрудников.
Если бы клиент пришел с идеально собранными управленческими отчетами, цифрам которых можно доверять, то мы бы сразу приступили к необходимым расчетам. Но, как это обычно бывает, достоверной статистики по финансовой модели бизнеса не было.

Поэтому, как обычно, нам пришлось начать работу с восстановления отчетов.
Выявили ошибку в расчете чистой прибыли
Сервис Мое дело
У клиента была настроена синхронизация 1С Бухгалтерия и Мое дело. В программу Мое дело автоматически попадали данные из 1С, а также раскладывались на управленческие статьи.

Мы никогда слепо не доверяем учетным системам и всегда проверяем данные на адекватность. Поэтому прежде всего мы стали проверять все ли цифры попадают из 1С в Мое дело, насколько правильно там настроена методология расчета чистой прибыли. В результате аудита было выявлено несколько задвоений в расходах. В действительности чистая прибыль бизнеса оказалась выше в 1,5 раза, чем отображалось в сервисе Мое дело.
Что сделали
  1. Восстановили Отчет о прибылях и убытках за весь 2023 год и 4 месяца 2024 года;
  2. Кроме аудита данных мы полностью перекроили структуру доходов и затрат, добавили 13 аналитических срезов, разделив все расходы по центрам затрат;
  3. Сделали финансовое моделирование помесячно на 8 месяцев 2024 года и на 2025 год. Запланировали ФОТ пофамильно с учетом планов по бонусам;
  4. Сделали подробный в разрезе категорий бюджет продаж на год и разложили его помесячно с учетом коэффициентов сезонности;
  5. Рассчитали плановый оборот и чистую прибыль с бонусами и без;
  6. Показали владельцу бизнеса, что при жесткой сезонности в его бизнесе система мотивации сотрудников как % от EBITDA недопустима. Возможно рассматривать только годовой бонус, но не помесячный, иначе есть риск выплатить в высокий сезон бонус слишком большой, который не будет перекрыт средневзвешенной рентабельностью по году. Правильно рассчитать такую мотивацию можно только один раз в год после закрытия периода.